21-летний полузащитник «Динамо» Эрбол Атабаев в нынешнем первенстве выходил во всех матчах в стартовом составе, пропустил только одну игру, и ту – из-за вызова в сборную Кыргызстана.
Выяснили у него, не скучает ли он по испанскому прошлому, спросили о впечатлениях от товарищеского матча со сборной России и спровоцировали на обращение к команде и болельщикам перед домашним матчем с «Кубанью».
– Когда снимали тренировку команды на пляже, хорошие фотки получились. Это ты в «Динамо» так прокачался или до этого тоже занимался?
– Я в детских командах всегда самым маленьким оказывался. Когда исполнилось лет 17, начал дополнительно заниматься в тренажерном зале, набирать массу, плаванием занимался. А так, папа с детства приучил самостоятельно тренироваться. Я лет с 12 сам выходил, бегал по пляжу, на турнике занимался, никто не заставлял.
В «Динамо» я, конечно, функционально тоже набрал.
– Сколько в среднем пробегаешь за матч?
– Примерно 11-12 километров.
– Раньше столько же было?
– До «Динамо» в «поларах» бегать не приходилось, соответственно, и замеров таких не было. Но, мне кажется, я столько раньше не бегал.
– Главный врач «Динамо» Мурад Гиреев недавно рассказал команде об одной закономерности, которую выявили в ходе исследований: если прокачивать определенную мышцу, мысленно сконцентрировавшись во время упражнения именно на ней, результат будет в разы лучше. Получается у тебя так?
– Стараюсь. Но, если честно, это тяжелая практика. Все равно начинаешь думать о другом.
– Есть очень субъективное впечатление, что после травмы, полученной весной, ты не вышел на тот свой уровень, который демонстрировал во время зимних сборов, когда игра в немалой степени строилась через тебя. Согласен или возразишь?
– Таких серьезных травм у меня раньше не было. Два месяца из-за нее не играл. Я это почувствовал. Очень тяжело было вернуться. Сейчас подхожу к тому уровню, о котором вы говорите. Но в первой лиге соперники, уровень футбола другой. Играть тяжелее. И мне, и остальным ребятам из нашей команды. Но я знаю, что могу играть лучше, чем сейчас.
– В матче с «Уфой» тебе досталось в штрафной в концовке матча – наступили на ногу в единоборстве. Там, кстати, возможно, был пенальти. Но вопрос о другом: это же, наверное, очень больно – если врежут по ноге бутсой? Эта боль потом не застревает в голове неприятным воспоминанием, которое заставляет избегать единоборств?
– Эта боль – всего лишь небольшой момент. Она проходит через несколько секунд. Забываешь о ней и возвращаешься в игру, погружаешься в нее полностью. Больнее уже после матча – когда место удара ноет. И особенно на следующий день. Я не помню матчей, из которых вышел бы невредимым. После каждого что-то побаливает. Думаю, у всех пацанов так.
– Ты довольно техничный игрок, как никак год в школе «Барселоны» за плечами. Но сейчас тебе, кажется, больше приходится проявлять навыки ведения единоборств, чем обращения с мячом?
– Да, особенно ощутимым это стало в первой лиге. Здесь больше борьбы, меньше контроля над мячом в нашем исполнении. Приходится чаще на подборах играть, единоборства вести. Меньше возможностей, чтобы показывать технику. Очень скучаю по тики-таке.
– Выпустившись из начальной детско-юношеской школы «Барселоны», ты сменил до перехода во взрослый футбол несколько юношеских академий в Испании. Почему?
– Да, 4-5, может, даже семь академий сменил. Шел туда, куда звали, где хотели видеть. Каждый раз это бывала клубная академия более высокого уровня.
– Кто-то из ребят, с кем тренировался в тех школах, сейчас выступает в топ-чемпионатах?
– В основном как с соперниками пересекался с теми, кто сейчас более-менее на виду. С тем же Эриком Гарсией из «Барселоны». Кто-то выступает в «Валенсии». Еще несколько игроков – в клубах Бундеслиги.
– По Испании, в которой прожил почти десять лет, не скучаешь?
– У меня там друзья остались. По ним немного скучаю. Но мне всегда приятнее там, где семья, – в Кыргызстане.
– Сейчас из Махачкалы есть прямые авиарейсы в Кыргызстан. Не приходилось пользоваться?
– Не нашел прямых именно в родной Кант. Через Москву летаю, если нужно.
– У тебя футбольная семья. Как дела у братьев?
– Старший брат детишек тренирует, младший – в юношеской команде «Абдыш-Аты», где и я начинал в свое время.

– Кстати, «Абдыш-Ата» сейчас лидирует в чемпионате Кыргызстана…
– Да, и Кубок страны выиграли. Надеюсь, наконец и чемпионский титул завоюют. Болею за них.
– Это, наверное, станет большим успехом для провинциальной команды?
– Удалось сохранить сыгранный коллектив, что дает результат. А тренировочные условия у клуба самые лучшие в Кыргызстане. Возможно, одни из лучших вообще в Азии. Сборная Кыргызстана только там и тренируется.
– В Красноярске Никита Глушков перед игрой сфоткался с полным тезкой из «Енисея». А ты фото с Валерием Кичиным, своим партнером по сборной Кыргызстана, не сделал?
– На матче – нет. После игры он пригласил меня домой на чай. Говорили с ним и о Махачкале, он же тоже играл здесь за «Анжи». Сфоткались. И отправили фотку в общую группу игроков сборной Кыргызстана.
– В сентябре вы с ним играли за сборную товарищеский матч против сборной России. Какие впечатления от той игры остались?
– Если честно, думал, что нам придется намного тяжелее. Они в начале провели комбинационную атаку, я успел подумать: «О, очень хороший уровень!» А потом не знаю, сбавили они или что, но было легко, большой разницы в уровне не ощутил. Мне кажется, ее не увидели и те, кто смотрел трансляцию.
– У тебя хороший русский язык. А киргизский?
– Понимаю его хорошо, но разговаривать на нем мне чуть тяжело.
– А думаешь на каком языке?
– На двух – больше на испанском, но сейчас уже часто и на русском. После возвращения домой в основном думал на испанском. В «Динамо», чтобы что-то сказать, первое время приходилось сначала в голове перевести это на русский.
– Наш клубный фотограф как-то запечатлел тебя в прошлом сезоне на трибуне с Конституцией России в руках. Дочитал?
– Честно говоря, даже не начинал. Просто друг попросил подержать, пока отходил (смеется).
– Ну, всё понятно, футболисты не особо любят читать…
– Это не про меня.
– В этом году удалось прочесть какую-нибудь книгу?
– «Всадник без головы» Майна Рида, «Анжелика в новом свете» Анн и Серж Голон, «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса, «Алхимик» Пауло Коэльо, «Затерянный мир» Артура Конана Дойла, оба «Туарега» Альберто Васкеса Фигероа, «Тихие слова любви» Сары Джио, «Убийство в Восточном экспрессе» Агаты Кристи, «Три товарища» и «Триумфальная арка» Эриха Марии Ремарка…
Времени на чтение достаточно. Живу один в гостинице.
– А ты разве не с Олегом Красильниченко делишь номер?
– С Олегом. Он тоже много читает. У нас номер на небольшую библиотеку похож. Я и дома у себя планирую собрать большую библиотеку. У меня мама – учитель русского языка. С детства приучала читать.
– А в Испании тоже читал? На испанском?
– Конечно.
– «Дон Кихота»?
– Да, когда учился в испанской школе. Но только сокращенную версию. Полная – очень большая, свыше тысячи страниц.
– У тебя уже три желтые карточки в нынешнем первенстве. Не многовато для интеллигентного парня?
– У меня за всю предыдущую карьеру с учетом детско-юношеского периода столько карточек не наберется, если посчитать. Я заметил, конечно, что нахватал желтых. Но это и логично – от нас требуют играть жестче. Иногда не успеваешь правильно поставить ногу, и – желтая.
– Несмотря на эти три желтые карточки, тебя сложно застать на эмоциях, спорящим с судьями. Как тебе это удается?
– А какой смысл с судьями спорить? Свистнули – решение менять не станут.
Когда на стадионе хорошая атмосфера, много болельщиков, это, конечно, добавляет эмоций, адреналина, но голову я из-за этого не теряю. Стараюсь играть с голодной головой. Ой, то есть с холодной (смеется).
– Если не считать недоразумение в Астрахани «Динамо» в этом году до октября никому не проигрывало. Сейчас три поражения подряд. Если тебе пришлось бы выступать с капитанской речью, что сказал бы команде в этой ситуации?
– Что нельзя останавливаться, надо с поднятой головой двигаться дальше, не думая о неудачах. Выходить на следующий матч с таким желанием выиграть его, как никогда раньше.
Мы добьемся нужного результата, уверен в этом! Это я уже адресую болельщикам.