24-летний защитник «Динамо» привык с юного возраста быть вдали от дома, готовя себя к карьере футболиста. В его биографии были Москва, Калининград, Белоруссия и даже далекий Лос-Анджелес. Но в этом году Муталип вернулся на родину. И после короткого неоднозначного периода в «Легионе» в нынешнем сезоне все однозначно – Алибеков один из ключевых игроков «Динамо».
– Муталип, в 11 лет ты поехал на просмотр в Академию Коноплева. А до этого где футболом занимался?
– У Рафаэля Суреновича Сафарова в Махачкале. Ребята у нас ездили на просмотры, один в «Мастер-Сатурн» попал так. Когда он приезжал, рассказывал о своих впечатлениях. Мне тоже захотелось. Уговорил отца, чтобы мы тоже куда-нибудь на просмотр отправились.
В Академию Коноплева я по итогам просмотра не попал, но там мы познакомились и подружились с одним пацаном, его отец был селекционером частной футбольной команды «Олимпика Юнайтед» в Москве. И отцы наши тоже подружились. Мы после этого с папой еще в Москву на просмотр успели съездить, и когда уже вернулись домой, на нас вышли представители «Олимпики», предложили просмотр на недельку-две. Я очень обрадовался, мы снова с отцом поехали в Москву. Меня взяли.
А сам проект предусматривал перебазирование команды через полгода-год в США, где для футбола условия стоили дешевле и были лучше. Плюс погода: мы в Лос-Анджелесе располагались, там почти круглый год тепло.
Это была команда Анатолия Дмитриевича Журавлева. Он создал вот такой проект. Огромное ему спасибо, о его вкладе в мое развитие как футболиста я не забываю.
И вот в эти обозначенные сроки мы, команда, перебрались в Америку.
– А как родители это восприняли? Одно дело – в Москву ребенка отпустить, а другое – за океан.
– Мама потом удивлялась: «Как я тебя отпустила?!» Ночами плакала.
В США у нас были воспитатели, за нами хорошо присматривали. В этом смысле все было очень хорошо, честно говоря.
– А какая-то школьная база по английскому языку у тебя была, когда ехал в США?
– Можно сказать, в языке я был «ноль». Сейчас разговорным английским владею. Когда с молодежкой ЦСКА выезжали куда-то заграницу, мне было легче, чем остальным, благодаря знанию языка.
– Лос-Анджелес – это, как говорят, город ангелов и звезд киноиндустрии. Может, встречал кого-то из тех или других в супермаркете, например?
– Нет, не попадались. Мы были еще с экскурсией на киностудии «Юниверсал», но и там никого из знаменитостей не повстречали. В основном видели съемочные павильоны, нам рассказывали, что вот здесь-то снимается такой фильм, а здесь снимался такой. Еще в Диснейленд ходили, правда, там часть аттракционов на реконструкцию была закрыта. Но все равно незабываемые впечатления для того возраста: недавно еще был в Махачкале, а сейчас – в Диснейленде.
Мы и по стране поездили с командой на турниры – Лас-Вегас, Сан-Франциско, Даллас… И за рубеж – в Испанию, приезжали и в Москву – играть со сверстниками из «Локомотива», «Спартака», ЦСКА. Команда в этих турах участвовала для того, чтобы нас, пацанов, приметили другие команды и забрали.
Некоторое время спустя проект закрылся. Я оказался перед выбором. Мне говорили, что есть пара вариантов в США. Президент нашего клуба Журавлев знал тренера ЦСКА Дениса Первушина, который тренировал ребят моего года рождения – 1997-го, – и предложил меня. Я несколько дней потренировался с ними, и меня оставили в команде.
– Ты потом был назначен капитаном молодежки ЦСКА, в которой подобралось отличное поколение футболистов, некоторые из них сейчас успешно играют на уровне российской премьер-лиги, в сборной страны – Константин Кучаев, Федор Чалов, а Александр Головин и вовсе в «Монако». Поддерживаете связь с бывшими одноклубниками?
– Да, у нас есть группа, в которой мы переписываемся. С Кучаевым общаемся напрямую.
– Головин в молодежке выглядел многообещающим футболистом?
– Я его застал, но вместе мы играли недолго. Его довольно скоро забрали в основу. Чувствовалось, что хороший игрок.
Вообще, у нас в молодежке ЦСКА хороший был коллектив. Поэтому поддерживаем связь сейчас, радуемся успехам друг друга.
– Кучаев в интервью sports.ru год назад говорил: «У нас свой клан, что-то вроде профессиональной команды в Counter-Strike. Мы прикалывались раньше – играли против кого-то рандомного и писали: «Это наша карта, можете даже не заходить». Отсюда пошло название – FC NASHA. Всего там пять человек: я, Федя, Дивей, Муталип Алибеков, Паша Рябоконь, Тимур Жамалетдинов».
Сейчас тоже играете?
– Последний год особо времени не было на это. Но ребята продолжают. Я тоже, скорее всего, опять присоединюсь к ним.
Мы в основном в CS:GO играли. Но еще могли в Battlegrounds (PUBG), Call of Duty: Warzone, реже в GTA.
– Тебе не тяжело сейчас в Махачкале после стольких лет в Лос-Анджелесе и Москве?
– Нет, конечно. Дома всегда хорошо.
– Американский бургер и дагестанский по вкусу сильно различаются?
– Американский – топ. У нас сейчас только-только доходят до этого уровня, может быть. Фастфуда в США много и он очень вкусный.
– Ты стабильно играешь и, кажется, не даешь тренерам поводов для серьезных претензий. Нынешний сезон в «Динамо» для тебя лучший в карьере?
– Я бы еще период в молодежке ЦСКА отметил. А в «Динамо» сейчас, можно сказать, лучшее время во взрослой карьере. Игрового времени достаточно, коллектив хороший, задачи высокие.
– Согласно статистике, ты в свои 24 года еще ни одного мяча не забил на профессиональном уровне. Это тебя не нервирует?
– Да нет. Я как-то думал об этом. Мое дело – защищать ворота, мне важнее на «ноль» сыграть, чем забить.
– Но шанс есть – ты же подключаешься при стандартах…
– Да, пытаемся, толкаемся (смеется).
– Как возник вариант с «Динамо»?
– Мне друзья говорили, в частности Карим Гираев, не хочу ли я перейти в «Динамо», которое на тот момент «Махачкалой» называлось. После аренды в «Легионе» перед летними сборами руководитель селекционного отдела «Динамо» Мурад Махтиев рассказал про вариант, клуб позвал меня на сборы – и пошло-поехало. Других вариантов я не искал.
– Ожидал перед началом сезона, что «Динамо» к этому моменту в первенстве будет высоко в таблице и сохранит шансы на выход в первый дивизион ФНЛ?
– Я не то чтобы рассчитывал на это. Но уже по работе на сборах было видно, что команда готовится выполнять высокие задачи. С первой игры начали хорошо. И пока идет… Хотя, возможно, мало кто от нас этого ожидал.