19-летний атакующий полузащитник Шамиль Исаев, несмотря на юный возраст, – один из старожилов нашей команды: выступал за нее еще с тех пор, как она называлась «Махачкала». Перед игрой с ульяновской «Волгой» поговорили с этим интересным молодым «ветераном».
– Кто сейчас остался в «Динамо» из той команды, в которую ты пришел в сезоне-2020/2021?
– Залимхан Юсупов и Рамазан Абдурагимов. И всё, по-моему.
– В команду ты попал практически сразу после выпуска из дагестанского филиала академии московского «Динамо». Вы в ней в одной группе с Абакаром Гаджиевым тренировались. Если вас двоих считать, уже неплохой выпуск получается. Кто вас тренировал на детско-юношеском уровне?
– У нас много тренеров было. Первый – Заур Джамалович Генжеханов, которому, кстати, помогал Гаджи Ибрагимович (Магомедов, нынешний тренер «Динамо». – Прим. автора). Потом у нас был Мурад Абдулкагирович Айгумов, после него – Амир Убайдуллаевич Гасанов.
– А были еще талантливые ребята в вашей группе, которые доросли до профессионального футбола?
– Да, таких немало. Многие разъехались по другим городам, академиям в тот период, когда закрывалась Академия «Анжи», а динамовская в Дагестане еще не открылась. Некоторые во второй лиге сейчас выступают, почти все при командах.
– А кто из вас круче, перспективнее был в группе – ты или Абакар Гаджиев?
– Абакар.
– Не скромничай. Говорят, ты был звездой в том поколении «академиков».
– Лучшим из нас, по моему мнению, был Ислам Яхьяев (игрок «Динамо-2». – Прим. автора). Он выделялся.
– Сколько тебе было, когда ты пришел в «Махачкалу»? 17 лет?
– Даже меньше. 16.
– Что сказал бы себе самому тогдашнему с высоты нынешнего опыта? Все правильно делал?
– Везло: рядом постоянно были люди, которые подсказывали, что и как надо делать.
Сам бы себе тоже сказал: к некоторым вещам можно было бы и пораньше прийти. Например, в вопросах дисциплины.
– Некоторым игрокам периодически необходим кнут, очевидно. Других окрыляет похвала. Ты к какому типу относишься?
– Мне нужен и кнут, и пряник. Думаю, пока в большей степени даже кнут. Чтоб не расслаблялся.
– Есть у тебя увлечения какие-нибудь помимо футбола? Иногда в шутку ты начинаешь какие-то элементы из смешанных единоборств имитировать. Довольно ловко получается.
– Да, мне очень нравятся единоборства, и особенно вольная борьба. У меня и отец, и дедушка боролись, борцовская семья. Еще и дядя боролся, но он и в футбол хорошо играл. Я тоже хотел борьбой заниматься, но футбол победил. Дома в этом смысле никак не ограничивали, предоставили право выбора.
– Ты производишь впечатление добродушного парня, которого сложно вывести из себя. В отличие от твоего однокашника Абакара Гаджиева, который, бывает, ссорится с соперниками.
– Да нет, я тоже могу выйти из себя, совершать необдуманные поступки. Но в основном – да, я более спокойный, чем Абакар, он чуть импульсивный. Но красных карточек на профессиональном уровне ни у него, ни у меня не было. Значит, Абакар тоже, каким бы эмоциональным ни был, все же контролирует себя.
– Еще одно наблюдение, которое можно, кстати, отнести не только к тебе, но и к Абакару, и к другому нашему молодому футболисту Алимхану Зайнивову: для вас как будто не существует авторитетов на поле. По-хорошему. Что, совсем никакого мандража перед матчами не ощущаешь?
– Мандража не бывает. А давление, конечно, испытываешь. Я думаю, это у всех. Но это не связано с тем, что ты чего-то боишься. Просто не хочешь подвести команду.
Но после стартового свистка все эти мысли уже перестают волновать, уходишь с головой в игру.
– В игре с Нефтехимиком ты заработал штрафной, с которого забил Залимхан Юсупов. В том эпизоде ты из угла поля умудрился уйти от двух защитников. Осознанно совершал технические действия или больше повезло?
– Не могу объяснить это. Само собой получилось.
– По итогам матча с «Кубанью» ты стал самым обводящим игроком 31-го тура в Первой лиге, по версии «ФНЛ Маркет». Знал об этом?
– Нет.
– В том матче, согласно данным «ФНЛ Маркет», ты восемь раз шел в обводку, в семи эпизодах – успешно. На втором месте по обводкам в туре еще один игрок нашей команды. Догадаешься, кто это?
– Эрбол Атабаев?
– Никита Глушков. У него шесть попыток, все успешные.
У тебя задание было в том матче – чаще идти в обводку, или это твоя инициатива?
– В основном по своей инициативе. Но мне и говорили играть вперед, стараться обострять.
– В школах тренеры учат не «заводиться» в центре поля, делать это в штрафной или на подступах к ней. В большом футболе все по-другому или ты все-таки нарушаешь требования игры?
– Ну да, иногда заигрываюсь (улыбается). Я работаю над этим, мы работаем над этим – стараемся выработать привычку на рефлексах принимать правильные решения.
В матче с «Кубанью», конечно, не все получалось. Очень тяжелая игра, эмоциональная. Хорошо, что победили.
– «Динамо» неожиданно для многих к концовке сезона подошло как претендент на стыковые матчи. За счет чего, как считаешь, команде удалось добиться такого результата?
– Наше главное качество – неуступчивость. Всегда готовы бороться, прессинговать соперника на каждом участке поля, не давать ему возможность думать. Всегда играем до конца.
– Представь, что ты тренер. Как бы мотивировал команду на матч с «Волгой», какие слова сказал бы?
– Вы думаете, есть необходимость кого-то дополнительно мотивировать, говорить какие-то особенные слова? Мы и так максимально мотивированы.