22-летний вратарь Давид Волк только в этом сезоне дебютировал за махачкалинское «Динамо», но уже успел влюбить в себя большую часть дагестанской торсиды, если не всю. Еще бы: на его счету очень своевременно отбитый пенальти в выездном матче с «Тюменью», блестящая игра в ряде других поединков и в общей сложности семь «сухарей» – больше, чем у кого-либо из голкиперов Лиги.
Сам Давид, однако, оценивает все эти свои достижения сдержанно: «Вот когда сыграю сотку матчей на таком уровне или хотя бы два полных сезона, тогда еще можно о чем-то говорить».
Но этому городу нужен новый герой. Так насладимся моментом – и познакомимся с Волком поближе. Не укусит же.
– Фамилия у тебя, Давид, яркая. Но ты не любишь спекуляции по ее поводу, каламбуры. А были все же удачные, запоминающиеся?
– Честно говоря, нет. Примитивные шутки, тысячу раз повторенные. Пока не встречал того, кто оригинально, остроумно обыграл бы фамилию.
– Игровой номер у тебя, в отличие от фамилии, неяркий – 27-й. Почему его выбрал?
– Просто красивый номер, и всё. Никакой подоплеки.
– Ты коренной казанец?
– Да, я из Казани – из поселка Юдино. Начинал в «Рубине», прошел всю академию клуба и в 17 лет попал в первую команду.
– В «Нефтехимик»?
– Нет, в «Рубин». «Нефтехимик» был его фарм-клубом, и я действительно ездил туда на полтора года – заматереть.
– Удалось?
– Я думаю, это было правильное решение.
– У тебя два матча за сборную России U-16. Они запомнились?
– В сборную попал после матчей юношеского первенства России: наша команда в Волгограде тогда заняла третье место, а я был признан лучшим вратарем турнира.
В сборной провел один турнир. Мы его выиграли, я поучаствовал в двух матчах – 3:1, 2:2.
– Разведка доложила, что в свое время в академии «Рубина» ты высоко котировался у работавшего в ней Виталия Кафанова, нынешнего тренера вратарей сборной России.
– Мне приятно слышать такое мнение. Какого-то особенного отношения к себе не ощущал. Я просто старался его слушать, учиться новому и становиться лучше. А он в меня верил и помогал.
– Можешь назвать тренеров, которые повлияли на тебя, дали тебе вратарскую школу?
– Тяжело кого-то выделить, потому что хотел бы выделить очень многих тренеров, которые со мной работали в академии «Рубина». Но будет неудивительно, если назову Виталия Витальевича Кафанова.
– Домашний матч «Динамо» с «Аланией» – пока самый успешный для тебя в сезоне?
– Наверное, можно так сказать. Где-то получилось выручить. Но главное – что мы победили, сыграли уверенно, надежно, на ноль.
– Кстати, в профессиональном футболе ты дебютировал за «Балтику» – и как раз во встрече с «Аланией». Тот матч тоже был удачным для тебя?
– Мы проиграли – 0:5…
Тогда как раз коронавирус начался, и в команде больше десяти человек заболели, в том числе двое вратарей. Так мне в 19 лет выпала возможность дебютировать в Первой лиге. Я был готов, уверен в себе, но…
Это был хороший опыт. Он мне точно помог. Помог понять, что такое взрослый футбол.
– Что-то из пяти пропущенных можно было взять?
– Скажу так: из пяти один ни в коем случае нельзя было пропускать.
– Не хочется представлять, что ты тогда чувствовал. Ты ведь и после недавнего поединка с «Тюменью» свою игру оценивал негативно, хотя стал героем матча. Из-за чего был недоволен собой?
– Не особо тот матч удался мне, из всех моментов могу выделить только отбитый пенальти. Сделал работу над ошибками, двигаюсь дальше!
– А раньше получалось отбивать пенальти?
– Ну, конечно, получалось отбивать. Получалось и не отбивать.
– Есть вратари, которые отражают 11-метровые не от случая к случаю, а с завидной регулярностью. Как считаешь, чем эти вратари обладают, какие качества ключевые?
– Немаловажный аспект – психологическая уверенность.
Обязательно проанализировать перед матчем, как обычно бьет штатный пенальтист соперника.
Ну, и везение… Хотя, как известно, везет тому, кто везет.
– Как, по-твоему, изменилась вратарская техника, функционал за последние 20 лет?
– Мое мнение – сейчас в техническом плане вратари стали сильнее. Но это не значит, что топовые вратари того времени были хуже современных топовых вратарей.
Первое различие, о котором я сейчас вспомнил: мяч летит рядом с ногой – раньше вратари тянулись за ним руками. Это занимало много времени, и часто не успевали. А сейчас то, что рядом, ты ногой отбиваешь, то, что подальше, – рукой. Хотя и сейчас некоторые вратари делают, как раньше.
– А какой рукой правильнее отбивать мяч, летящий в дальнюю девятку – ближней или дальней?
– Обычно дальней. Но нет такого, что это правильнее. Если ты достаешь мяч, если тебе так удобно, неважно, как ты это будешь делать. Но если ты раз не достал, второй не достал, возможно, нужно поменять руку. Неважно, что ты делаешь, главное – гол не пропускать.
– Наши болельщики, думаю, сделают стикер для мессенджеров с этой твоей фразой. У них, кстати, уже есть один любопытный: «Хороший вратарь не тот, который мало пропускает, а тот, который до последнего пытается выручить команду».
– Неплохое.
Я слышал другое и согласен с этими словами: «Хороший вратарь не тот, кто много выручает, а тот, кто своим подсказом не дает команде соперника даже пробить». Это слова Виктора Петровича Гришина, у которого я тренировался в академии «Рубина» и в «Нефтехимике».
– О чем думают вратари во время игр? Бывают какие-то неожиданные мысли?
– Случалось, что я в голове какую-то музыку проигрывал во время матча.
– Это способ справиться со стрессом?
– Да, чтобы не загоняться.
– Загоняться вредно?
– Думаю, да. Ты должен быть легким, уверенным, хладнокровным.
– Хорошая шпаргалка для начинающих вратарей. Еще что-то посоветуешь?
– Своими «шпаргалками» делиться не буду, только одну успел написать (смеется).
– Возьмем тезис «Футбол спасает». Можешь привести пример, который это доказывал бы?
– Футбол может тебя спасти, но в первую очередь тебя спасает твоя голова – твои мысли, твой разум, твое мировоззрение.
Футбол спасает, – пример привести могу. Ребята из моего поселка, которые ничем не занимались, не имея дела, которое им нравится, возможно, себя потеряли. А я нашел для себя футбол. И у меня был только один путь – путь профессионала.
– Над чем в последний раз смеялся?
– Честно? Над Тимуром (Магомедовым, вратарем «Динамо». – Прим. автора). На каждой тренировке над ним подшучиваю. Конечно, по-дружески, без капли негатива. Но конкретную шутку не могу вспомнить, потому что их тысячи тысяч.
– Не обижается Тимур на шутки?
– Я думаю, нет. Он так же и меня может подколоть. Это взаимная история.
– Вы, получается, психологически тренируете друг друга?
– Конечно! Мы работаем друг для друга – чтобы каждый становился лучше.
– Ты больше полугода в Махачкале. Некоторые неместные динамовцы после недели в Кратово между играми с хабаровским «СКА» и «Ленинградцем» вздыхали: «Поскорей бы домой», – подразумевая под домом именно Махачкалу. Не прельщала даже близость Москвы и смена обстановки. Но для тебя Махачкала, очевидно, еще не стала домом?
– Дагестан мне понравился с первого дня. Мне нравится тут жить, нравятся люди здесь, атмосфера. И мне понятно, что имели в виду товарищи по команде: меня тогда тоже тянуло в Махачкалу.
– Клуб летом искал вратаря. Эти поиски не задевали твое самолюбие?
– Я понимал, что это полезно с точки зрения конкуренции, и это не давало мне расслабляться ни на секунду, чему я очень рад.
– Сильно ли ты вырос по сравнению с тем, каким приходил в «Динамо»? Или все это у тебя уже было, а сейчас ты просто раскрылся?
– Если работаешь над собой, то, безусловно, с каждым днем становишься лучше.
– Главный инсайдер по Первой лиге Сергей Ильев ранее сообщил, что в тебе очень заинтересован клуб российской Премьер-лиги и готов даже заплатить отступные в размере 20 миллионов рублей, чтобы забрать тебя у «Динамо» уже зимой. Что из этого правда?
– То, что Ильев – главный инсайдер по Первой лиге.
Я – игрок махачкалинского «Динамо» и хочу добиться успеха здесь.
– Главный тренер «Динамо» Курбан Бердыев, понятно, работает большую часть времени с полевыми игроками. А вратари от него какую-то обратную связь получают?
– Курбан Бекиевич – великий тренер и применительно к футболу разбирается во всем, в том числе во вратарском мастерстве. В нашей работе он подмечает какие-то моменты, которые можно делать лучше. Но это скорее небольшие коррективы, чем что-то глобальное.
– Насколько нынешнее первое место «Динамо» неожиданно для тебя?
– Самое главное – какое место будет в итоге. Всё, что до этого, – неважно.