Гаджи Гаджиев: «Решение ЭСК как бы говорит, что, кроме них, правила никто не знает»

0
344

Президент махачкалинского «Динамо» Гаджи Гаджиев на специально созванной пресс-конференции высказался о решении экспертно-судейской комиссии (ЭСК), которая не согласилась с большинством претензий клуба к судейской бригаде, обслуживавшей матч динамовцев с «Пари НН» в третьем туре Мир РПЛ.

– Гаджи Муслимович, как прокомментируете решение Экспертно-судейской комиссии, которая признала ошибочность назначения пенальти в ворота махачкалинского «Динамо» в матче с «Пари НН», отстранила на неопределенное время главного арбитра Яна Бобровского и рефери на VAR Рафаэля Шафеева, но при этом не согласилась с другими претензиями клуба по судейству в той игре?

– Комментарии, мне кажется, уже звучали не один и не два раза, и звучали по всей стране. Ну, можно так сказать, от Урала и до Каспийского моря. И однозначное мнение четко формулировали компетентные люди – не болельщики, а компетентные люди. Известные судьи, известные футболисты. Например, Аршавин. Он просто сказал, что это «убийство».

И поэтому у нас была убежденность в том, что эта экспертная комиссия, по крайней мере, будет слышать то, что говорят по всей стране. Исходя из того, как говорили и кто говорил, можно было считать, что этот случай – какой-то нонсенс, который выходит за рамки обычных случаев в нашем футболе. Некоторые специалисты говорили, что, по крайней мере, в течение последних двух-трех сезонов такой ситуации не было. Мы, конечно же, надеялись на то, что Экспертно-судейская комиссия расценит ситуацию примерно так же, как о ней высказывались известные судьи.

Однако. Отстранили судей на некоторое время, но при этом целый ряд замечаний, которые мы адресовали к ним, – ЭСК посчитало, что это не нарушение в силу того, что судья задал высокую планку борьбы.

Судья не должен задавать никакую планку, господа эксперты! Не должен судья задавать. Не судья задает планку. Планку задают правила, планку задают требования, которые исходят от ФИФА и УЕФА, а судья этим правилам и требованиям должен подчиняться. У вас поэтому там и бардак, что планка у одного судьи одна, у другого другая. В том случае, когда отменяют наш гол в Химках, планка одна, а в том случае, когда здесь назначаются пенальти в ворота махачкалинского «Динамо», планка другая. И я считаю, что это оскорбление в адрес не только нашего клуба, но и в адрес всего российского футбола.

– Игрок нижегородского клуба фактически отшвыривает форварда «Динамо» в одном из эпизодов, по которому «Динамо» писало протест. Это не борьба корпус в корпус, не борьба за позицию, даже при высокой планке борьбы это очевидное нарушение.

– Именно так и считают известные судьи, которые выступали по этой теме. Не один, не два, не три – их несколько человек. Именно об этом эпизоде говорил и Аршавин, когда называл это убийством. Такую же позицию занимали и другие известные футбольные люди. Ну, например, Шалимов.

Решение, которое прозвучало от «экспертов» из ЭСК, как бы говорит о том, что правила, кроме них, никто не знает. А мнение людей, которые высказывались по теме и которые уже по меньшей мере половину своей жизни провели в футболе, – оно вообще никакой роли не играет ни для Экспертно-судейской комиссии, ни для тех лиц, которые бегали по полю в судейской форме.

– Вы всегда были сторонником внедрения системы видеоповторов в футболе. С появлением этой системы вопросов к судейству, казалось бы, должно было стать меньше. Стало?

– Я за VAR и за новые технологии. В силу того, что время продвигается и научные технологии, которые позволяют более точно оценивать ситуацию, нужны и неизбежны – они позволяют минимизировать влияние человеческого фактора, ошибок личностного характера. Человек не может быть абсолютно объективным. Сейчас у нас получается так, что все равно решения принимает человек, который сидит за VAR. И это сегодня вполне реально устранить. Наука продвинулась до того уровня, когда искусственный интеллект обыгрывает чемпиона мира по шахматам. Но это, наверное, я слишком далеко зашел, да?

Я по-прежнему за то, чтобы опираться на видеоповторы, но при этом минимизировать человеческий фактор. Думаю, это несложно сделать, главное, чтобы было желание.

– Что нужно сделать, чтобы судейство в российском футболе стало более объективным, а решения рефери понятными, последовательными, логичными? Вы сослались на определенные требования от ФИФА, УЕФА, на которые надо ориентироваться. А достаточно ли этого, чтобы судейство у нас стало, скажем так, справедливее?

– Мне кажется, что вот этот случай, который произошел в нашем матче, выходит за рамки. Хоть и пытаются эксперты ЭСК сказать, что он обычен, что никакого нонсенса нет, все-таки это на самом деле не так. А если случай выходит за рамки, то мы не можем, опираясь на эту отдельную ситуацию, давать оценку всей составляющей. К примеру, мне задавали вопросы журналисты: как вы можете оценить, сравнить судейство в Первой лиге и судейство в Премьер-лиге? Понятно, что он задавался по итогам конкретной игры с «Пари НН», именно на этой волне высказываний об этом матче. Но нельзя отдельно взятую игру брать как образец и сопоставлять ее с тем, что происходило в Первой лиге. Для того чтобы сопоставлять, надо все-таки чтобы мы провели хотя бы первый круг. Я надеюсь, что в оставшихся играх этой части сезона с подобным судейством мы не столкнемся.

А рекомендации – ну, они известны давным-давно. По крайней мере, с того периода, когда Достоевский написал свою книгу «Преступление и наказание». Там же четко говорится, в каких случаях совершается преступление: когда преступник надеется остаться безнаказанным. Вот и в данной ситуации в наших соревнованиях тоже жесткие требования должны выдерживаться и наказания должны быть соответствующими.

– Может, на пользу то, что случилось? В следующих матчах судьи будут бояться ошибаться против «Динамо», учитывая резонанс, который получила эта ситуация.

– Вспоминаю обсуждения с разными специалистами за последние 5-8 лет. И вывод какой? Ровное судейство в наших реалиях невозможно. Поддержка сильных неизбежна. Вопрос не в этом. Даже если говорить о нашем матче с «Пари НН»: ну, по каким-то причинам поддержали бы нашего соперника… Никаких проблем. Мы же все в этом мире живем, не с Луны пришли. Мы видим же, что этот мир – он такой. Как Омар Хайям говорил: «вином любви смягчай неправды жизни». То есть неправда жизнь есть, была и будет. Это касается и судейства тоже. Но просто не надо переходить рамки. Грань – что можно, что нельзя, – она уж слишком внаглую нарушена. И поэтому слова, выводы ЭСК мы считаем оскорблением. Не потому, что судья ошибся. Не потому. Ну, он ошибся. Мы же сами тоже ошибаемся. Все ошибаются. Но там же речь идет не об ошибке, а там речь идет о наглости, хамстве. И не видеть этого нельзя.

– Отходя от темы судейства, вы ожидали, что именно по игре «Динамо» окажется абсолютно конкурентоспособным на старте сезона и не уступит в том числе серебряному призера чемпионата?

– Ну, вера определенная была, не сказать, что какая-то убежденность. Была уверенность, что команда в состоянии достойно играть. На чем базировалась эта уверенность? Вспоминаю, свой разговор с президентом Российского футбольного союза Александром Дюковым после выхода «Динамо» из второй лиги в Первую (РФС принимает непосредственное участие в развитии футбола в Дагестане. Российский футбольный союз наш помощник в развитии игры, у нас с ним соответствующее четырехстороннее соглашение, они нам помогают и в строительстве футбольного центра федерального уровня в Дагестане). В том разговоре с Дюковым мы разные моменты обсуждали, и это было как раз накануне первой, дебютной нашей игры с «Аланией» – одним из лидеров Первой лиги. После игры он перезвонил (матч завершился вничью 0:0. – Прим. автора) и сказал, что остался очень доволен тем, как выступило «Динамо».

Почему я это вспоминаю? Потому что тогда для нас ситуация была не менее жесткая, чем перед стартом в РПЛ. У нас тогда в команде остались те же футболисты, который играли во Второй лиге, мы практически не усилились никем, и была опасность, что они не выдержат стартовых матчей в новой лиге – более классной. Эту ступеньку перешагнули – и команда стала сильнее за два года выступлений в Первой лиге. Абсолютно все игроки прибавили. Кто не смог выдержать этого уровня, ушел.

Уверенность, что сможем все-таки стартовать в РПЛ относительно неплохо, исходила из того, что у нас собраны футболисты, которые небезразличны к командной игре, которые готовы играть изо всех сил любой отрезок и любой матч. Это главное – что они дисциплинированы, что они профессиональны и что они мотивированны. И еще, конечно, было понимание, что они будут хорошо готовы физически.

Вот на этом базировалась уверенность. Но уверенность – это же состояние, которое может меняться. Есть факторы, влияющие на состояние игроков и команды, которые мы не можем контролировать. Поэтому самоуверенности какой-то не было. В силу того еще, что большая часть игроков «Динамо» – из второй и Первой лиги. В общем, была настороженность, но в то же время была уверенность, что не боги горшки обжигают и что мы за счет хорошей тактической выучки, за счет хорошей физической готовности сможем. Я думаю, что игры это подтвердили.

– Полузащитник сборной Алжира Хуссем Мрезиге, один из последних новичков «Динамо», достаточно немалого относительно «Динамо» уровня мастерства. А насколько ему будет комфортно играть с точки зрения силового, атлетичного российского футбола? Как он найдет себя в такой игре?

– Это сейчас предвидеть сложно. Но в наших разговорах еще до приглашения игроков, в переговорном процессе это звучит: игроки, которые едут сюда, должны понимать, куда они едут. Футбол, который исповедует «Динамо»: мы должны постоянно находиться в динамике и быть дисциплинированными (теперь когда про дисциплину буду говорить, еще, наверное, целую неделю буду сразу вспоминать Глушкова и Алибекова и их удаления в матче с «Пари НН»…) И вот это изначально в переговорах с потенциальными новичками звучит, чтобы они понимали, куда идут, чтобы это не было для них неожиданностью. Это важная составляющая, потому что от того, как игрок вольется в команду, зависит очень многое. Он должен испытывать какую-то радость от того, что он сюда пришел, потому что пришел, куда хотел.

И, конечно же, здесь очень многое зависит от тренировки. Поэтому новичкам нужно какое-то время на адаптацию. Я думаю, что это на самом деле небольшой промежуток времени.

Это все как бы преамбула к ответу, она получалась слишком длинной. В конечном итоге все будет зависеть от того, что покажет игра. У нас есть уверенность, что у них получится. Ну, по крайней мере, у многих из тех, кого мы пригласили.

– Новички «Динамо»  – это усиление, которое должно дать результат здесь и сейчас, или все-таки это больше приобретения на будущее?

– Некоторых из этих футболистов еще надо доводить. Ян Джапо, например, обладает хорошим физическим потенциалом. Я думаю, он вообще будет одним из наиболее скоростных игроков в РПЛ. А скорость – это определяющее качество, которое позволяет иметь преимущество над соперником. Но только в том случае, если ты хорошо понимаешь игру. Вот чтобы Ян понял нашу игру, нужно какое-то время.

Что касается Виктора Ангбана, то, конечно, его брали не для того, чтобы он потом, завтра или послезавтра, а для того, чтобы он здесь и сейчас помог. Я думаю, что в скором времени будут те игры, где он будет нам крайне полезен. Крайне полезен в силу того, что по игровым характеристикам он, конечно, выше нашего среднего уровня. Немножко проигрывает в физической составляющей остальным игрокам. Но в этом нам сегодня проигрывают и многие клубы Премьер-лиги. Вот мы за счет именно хорошей физической готовности и в Краснодаре сыграли нормальный матч. И здесь, вы видели, «Пари НН» постоянно просил паузы: его футболисты лежали, жалуясь на судороги.

Из других игроков: Хуссем – я думаю, скоро вы его увидите. Это не на перспективу.

Вот если на какую-то перспективу, о которой вы говорите, то это, может быть, Ян и те футболисты, которых мы взяли из российских чемпионатов – Кирш, Котин. С ними нужна определенная работа, чтобы вывести их на уровень нашей команды.

Табидзе – это, конечно, здесь и сейчас. Просто нужно, чтобы он набрал форму. После чемпионата Европы, где он не выходил на поле, у него было 20 дней простоя, только индивидуальная подготовка.

– Впереди матч с «Локомотивом». В прошлой игре с поля был удален капитан «Динамо» Муталип Алибеков. Кто наденет капитанскую повязку в предстоящем матче и кто, возможно, заменит его на поле?

– Есть вице-капитан Юсупов. Если он не выйдет на поле, то может заменить в качестве капитана Шумахов. Очень многое будет зависеть от того, кто выходит на поле в данной ситуации. И там могут быть какие-то другие решения, это право главного тренера. Но если каких-то привходящих моментов в последние дни не будет, то примерно так.

– А как вы считаете, функции Глушкова, также удаленного в матче с «Пари НН», кто лучше способен исполнить?

– Юсупов ближе, он более динамичен в борьбе, чем Ангбан. Но Виктор лучше работает с мячом. Здесь будет выбор тренера.

Так, как Глушков играет, наверное, никто не играет. По объему, по динамике, может, Крачковский, но Глушков в обороне лучше. Крачковский чуть получше в передачах.

– Глава Дагестана Сергей Меликов почти на каждой домашней игре «Динамо» бывает. На вашей памяти был ли у нас еще такой любитель футбола во главе республики?

– Сопоставимый уровень у Магомедали Магомедовича Магомедова был. Он еще когда Левашинский район возглавлял, приезжал системно на игры махачкалинского «Динамо», тогда «Анжи» еще не было. В достижениях «Анжи» последующего периода он принимал непосредственное участие. Он был нашим первым помощником.

У Сергея Алимовича свой многолетний опыт, который ему позволяет правильно расставлять акценты. При первой же моей встрече с ним он сразу обозначил направление. Первое – надо развивать детский футбол. Ребята так и так все гоняют мячик, и надо создавать условия, чтобы они везде играли в футбол. Ну, здесь еще посыл был какой? Что надо отвлекать их от дурных дел, от курения, от бестолкового чего-то, от компьютера. И в итоге это вылилось в то, что у нас в Дагестане сейчас в школьных соревнованиях 250 тысяч школьников принимают участие.

Основные посылы для профессиональной команды он тоже хорошо понимает. Он хорошо понимает, что определяет результат. И его поддержка для нас крайне важна. Это та основа, которая позволила нам в такой короткий промежуток времени подняться. И я думаю, что мы значительно обогнали время. Если бы такой поддержки не было, мы, может быть, к этому пришли бы не знаю через сколько лет.

Любой лидер мало-мальски серьезный, с государственным мышлением, понимает, какова роль спортивных соревнований, какова роль, в частности, футбола. Я уже здесь говорил, что продвижение футбола в такой динамике невозможно было бы без такой серьезной поддержки.

Интересы команды выше интересов любого из нас – интересов президента клуба, генерального директора, игроков, кто бы они ни были, какие бы они ни были. Это касается любого руководителя. Вот для меня Сергей Меликов – это то лицо, для которого интересы Дагестана выше его личных интересов и амбиций. Для меня это главное в оценке.

Расширенная видеоверсия пресс-конференции Гаджи Гаджиева – на нашей официальной странице во Вконтакте.  

Предыдущая статья«Динамо» подписало контракт с игроком сборной Ирана
Следующая статьяИнформация о билетах на матч «Локомотив» – «Динамо»