Гаджи Гаджиев: «Мы не выиграем конкуренцию на рынке игроков у клубов РПЛ. Нужно своих готовить»

0
60

Президент махачкалинского «Динамо» Гаджи Гаджиев в интервью пресс-службе клуба обстоятельно разобрал проблемы команды, ответил на часть претензий болельщиков и рассказал о стратегии, которой следует придерживаться, чтобы не проиграть конкуренцию на уровне Российской Премьер-лиги. 

– В середине октября, оценивая старт «Динамо» в РПЛ, вы назвали его нормальным. А как оцените первую часть сезона?

– Как удовлетворительную.

Принципиальным для меня было, есть и будет, чтобы команда играла на уровне своих возможностей, играла активно, агрессивно, по возможности надежно в обороне и эффективно в атаке.

Вот что касается надежности в обороне, то, в частности, в заключительной перед зимней паузой игре с «Рубином» мы изменили себе – пропустили три мяча, ведя 2:0.

Что касается атаки, то в ней на протяжении большинства игр нам не хватало эффективности. Нельзя сказать, что мы создавали должное количество моментов. Несогласованные действия приводили к частым потерям мяча и срывам атак в относительно простых ситуациях. Думаю, что именно на взаимопонимании игроков группы атаки должен быть сделан акцент тренерами при подготовке к весенней части чемпионата. А образцом, ориентиром могут служить взаимодействия, которые привели ко второму голу в ворота «Рубина».

– Смогут ли?

– Резерв пусть и небольшой, но есть. Ведь Джавад, Гамид, Мрезиге появились в команде по ходу сезона, и им все-таки нужно еще какое-то время для лучшего взаимопонимания и между собой, и с другими игроками атакующей группы.

Радует, что игроки это понимают и готовы тренироваться столько, сколько необходимо для достижения результата.

Абсолютное большинство игроков «Динамо» добавили. Многих из них мы видели еще во второй и первой лиге, а сейчас наблюдаем в РПЛ. Причем целый ряд из них в свое время были отвергнуты клубами второй и первой лиг. То, что сейчас они играют за нас в РПЛ, – это прямое свидетельство того, что у них есть способности и что они у нас попали под правильную программу.

– Вы говорите, что в матче с «Рубином» команда изменила себе. Но ведь это был, возможно, лучший первый тайм «Динамо» в этом сезоне – переигрывали казанцев.

– Надо правильно действовать, в соответствии с требованиями игры, когда мяч у соперника, и точно так же эффективно действовать, когда мяч у нас. Это вопрос баланса, который является одним из основных требований игры. Причем это требование нелегко реализовать в силу противоречия между обороной и атакой.

Есть мастерство, есть исполнители, есть высокий уровень готовности, сможешь нивелировать это противоречие. А если этого нет, то получится, как у нас: мало забиваем, мало пропускаем. Или как у «Химок»: больше гола за игру забивают, но и почти два за матч пропускают.

Лет 50 назад, когда я был слушателем в Высшей школе тренеров, большие тренеры того времени – Качалин, Маслов, Якушин, Бесков, а несколько раньше Аркадьев – говорили, что чем эффективнее ты атакуешь, тем легче обороне. То есть они говорили о положительной связи. А на самом деле связь противоречивая.

– Они были неправы?

– Частично.

Например, меня была такая ситуация в прошлом: команда, которую я возглавлял, хорошо шла в чемпионате – в верхней части таблицы. Понимая, что игрокам не хватает индивидуального мастерства, мы много времени на зимних сборах занимались именно его совершенствованием. В итоге весной результаты у команды были на порядок хуже, чем в первой части сезона: забили чуть больше, зато пропустили значительно больше. Несмотря на более качественную игру в пас и более длительный контроль мяча, стали чаще терять его в непосредственной близости от своих ворот, неоправданно рискуя, хуже стали вести единоборства, игроки чаще стали терять позиции в переходных фазах.

«Динамо» в последнее время активно работало над совершенствованием игры в атаке. В итоге забили два гола «Рубину». И пропустили три… Ничего нового. Вот дословно высказывание Лобановского из нашего давнего разговора с ним: «Как только берешься активно исправлять свои проблемные участки и много времени уделяешь этому, тут же начинаешь сбавлять в том, что у тебя еще вчера получалось хорошо».

Тренировка – это целая наука. Важно в первую очередь правильно тренироваться, а уже во вторую – по возможности много.

– К вопросу о правильных тренировках. Главный тренер сборной России Валерий Карпин в интервью Федору Смолову приводит пример «Аталанты», в которой за два дня до матча игрокам дали нагрузку в виде 30 спринтов на 70 метров каждый. То есть это 2100 километров в высокоинтенсивном режиме. И это Карпин приводит как иллюстрацию подхода топовых команд и возможностей их игроков: «Я дам в «Ростове» 30 спринтов по 70 метров, и 50 процентов команды сломается».

– Я видел это интервью. Очень хорошее, рекомендую.

Мысль Карпина правильная, и акценты им расставлены верно, но чтобы правильно оценить эту тренировку «Аталанты», нужно больше информации. Какое место, например, занимает эта тренировка в недельном микроцикле (в конечном итоге все решает суммарный эффект нагрузки), с какой интенсивностью бежали игроки эти спринты и какие паузы между забегами? Комментировать эту тренировку основательно не могу – не имею права: это все равно, что смотреть на слона в замочную скважину – можно увидеть хобот, бивни, но не всего слона.

В любом случае такую тренировку за два дня могут выдержать футболисты с высоким уровнем готовности. В случае с «Ростовом», по мнению Карпина, это половина игроков.

– А в случае с махачкалинским «Динамо»?

– Проводить аналогию со своими игроками мне не хотелось бы. Скажу только, что уровень физической готовности «Динамо» во многих играх получал высокую оценку специалистов.

Сохранять высокую работоспособность на протяжении нескольких месяцев непросто. Процесс сложный, методики совершенствуются постоянно, нельзя отставать от современных требований. Некоторые модели нагрузок мы обкатываем на «Динамо-2».

– Кстати, о «Динамо-2». Минувший сезон для второй команды получился как будто неудачным – команда заняла последнее место в своей группе во второй лиге. Или не стоит оценивать ее по этому критерию?

– Вопрос хороший. Что бы на него толково ответить, надо понимать, где находится клуб, на каком жизненном отрезке своего существования, развития. Где? Ведь только вчера наша главная команда играла там, где сейчас «Динамо-2», заметно более молодое.

Это понимание крайне необходимо, чтобы не наделать глупостей, не принять необдуманных решений. Требования растут, конкуренция тоже, чтобы за темпами развития успевать, нужен другой уровень организации и финансирования. Нужны новые игроки, квалифицированные тренеры, врачи, массажисты…. Вчера была одна команда, сегодня две играют в профессиональных лигах, одна готовится к выступлениям в Молодежной футбольной лиге, и у клуба еще школа на 200 воспитанников. Все участки важны, и мы только тогда сможем выдержать растущую конкуренцию, когда на каждом из них будут трудиться с полной отдачей квалифицированные специалисты, когда главная команда будет стабильно пополняться нашими игроками.

Говоря о конкуренции в контексте нашего клуба, я имею в виду даже не лидеров РПЛ, за которыми стоят такие крупные спонсоры, как «Газпром», Галицкий, «Лукойл», ВТБ, РЖД, ВЭБ, а клубы пониже, с которыми конкуренция реальна, хотя и у них заметно более высокие бюджеты, чем у махачкалинского «Динамо». Закрывать дефицит бюджета мы должны качественной подготовкой молодежи. Тогда и конкуренцию выдержим.

– Исходя из вашего ответа, можно сделать вывод, что оценивать результаты «Динамо-2» все же следует по тому, насколько успешно команда готовит молодежь.

– Верно. Я могу привести не один пример, когда молодежные команды ведущих наших клубов занимали высокие места в своих турнирах, но при этом ни один из их игроков не попадал в основу. И такие примеры у кого угодно. Даже у «Барселоны» случались годы, когда она всех своих игроков из молодежки просто отпускала.

В этом году «Динамо-2» было непросто. Ушли многие ведущие игроки, например Абдулпаша Джабраилов, Гамид Джамуев, Магомед Насибов. Отпустили их либо в аренду, либо на полноценные контракты, но с возможностью первоочередного выкупа по оговоренной цене. Мы заинтересованы в том, чтобы наши игроки возвращались к нам, но уже с определенным опытом, другим уровнем готовности.

Однако и замечаний к качеству подготовки тоже хватает, ведь и в индивидуальном плане у игроков пока не видно сколько-нибудь серьезного роста. Эти замечания прежде всего адресуются тренерам второй команды, хотя все мы понимаем, что и клубу надо внести коррективы в работу «Динамо-2».

– В новом году у «Динамо» помимо второй команды будет и упомянутая вами молодежная, которой предстоит выступать в Молодежной футбольной лиге. Как будет выстроено ее взаимодействие с «Динамо-2», планируется ли задействовать отдельных игроков в обеих командах?

– Разные соревнования, разные интересы команд, но клуб один и требования к командам тоже одни – подготовка игроков для главной команды. Поэтому они обязаны взаимодействовать – интересы главной команды на первом месте. Ее результаты обеспечивают возможность нормально функционировать и двум дочерним командам. Молодежка и «Динамо-2» – это участок спортивного директора клуба Руслана Агаларова.

Уровень турнира второй лиги, где играют мужики, а не мальчики, все-таки выше, чем молодежной лиги. Поэтому в отдельных случаях, чтобы игроки проходили обкатку в более серьезном турнире, некоторых ребят 2007 года рождения «Динамо-2», возможно, будет задействовать в своих матчах. Мы их и в главную команду будем привлекать, если на то будут основания.

– Хватает ли местных воспитанников для молодежки и «Динамо-2»?

– У нас их даже больше, чем нужно. С этим проблем и впредь не предвижу. Своих игроков становится год от года больше в силу того, что волна интереса к футболу в республике не то чтобы на пике, но игра развивается очень интенсивно. Футболистов готовят не только наша школа, но и Академия ВТБ, школа Маркарова, «Победа» в Хасавюрте, частная школа Mount Boys, у которой 25 филиалов по Дагестану и др.

Мальчишек хватает, а вот квалифицированных тренеров недостает. Способных тренеров немало, народ наш талантлив, не побоюсь сказать об этом, но не хватает образования – им надо знать больше об игре, подготовке.

В этом мы пока уступаем другим ведущим школам страны. При этом одаренность местных мальчишек у меня не вызывает сомнений, и по климатическим условиям мы все-таки имеем некоторое превосходство над многими другими регионами.

– Кстати о климатических условиях: недавно президент РФС Александр Дюков анонсировал строительство тренировочного центра с 15 полями на черноморском побережье у Сочи, где погода позволяет создать футбольный кластер для зимних тренировочных сборов. А в Дагестане нечто подобное невозможно, на ваш взгляд?

– 15 полей у нас не будет, но четыре РФС уже отправил для нового футбольного центра в Дагестане, за что ему большое спасибо. Как и главе республики Сергею Алимовичу Меликову, без поддержки которого такое динамичное развитие футбола в Дагестане, как сейчас, было бы невозможно.

Надеюсь, что благодаря РФС и Меликову через пару лет у нас, как и планируется, будет крупный центр подготовки, куда начнут приезжать на сборы не только клубы, но и сборные России разных возрастных групп. Нам же этот центр помимо прочего поможет в деле подготовки своего резерва и, мы надеемся, в лицензировании местных тренеров.

Все это крайне важно для «Динамо» и для региона в целом. Вообще нельзя рассматривать клуб вне контекста развития футбола в Дагестане. Достижения «Динамо» напрямую влияют на развитие игры в регионе. Говорю не только об очевидно возросшем интересе в республике к футболу, который провоцируют успехи клуба. «Динамо» открыло школу, где бесплатно учатся играть сотни детей. Стадион «Анжи Арена» удалось сохранить как большой футбольный объект благодаря выходу «Динамо» сначала в первую лигу, а затем и в РПЛ. Повторюсь в очередной раз: махачкалинское «Динамо» – это одна из важных составляющих проекта развития футбола в Дагестане.

– Будут ли изменения в составе «Динамо» этой зимой? Насколько масштабные? Какие рынки считаете наиболее перспективными?

– Выше говорил о конкуренции, о бюджетах и их влиянии на результат. О том, что эту самую конкуренцию мы сможем выдержать только в том случае, если будем успешно готовить своих футболистов. Так как никакой рынок не даст нам хороших игроков по бросовой цене. Для второй и в отдельных случаях для первой лиги – да, можно найти игроков с нашими ресурсами. Но не для успешных выступлений в РПЛ.

Поэтому мы, в первую очередь, должны ориентироваться не на рынки, а на воспитание своего резерва на уровне современных требований и на то, чтобы выводить имеющихся игроков на более высокую ступень, что пока нам удавалось.

Конечно, мы, как и любой клуб, должны находить квалифицированных футболистов, которые усилили бы команду. И такая работа ведется. Без нее никуда.

Нам сейчас преимущественно нужны игроки группы атаки. По ходу отбора кандидатов могут появиться и игроки других амплуа. Генеральный директор клуба Шамиль Газизов контролирует это направление, что делать непросто ввиду того, что сегодня даже на рынке российских игроков цены не соответствуют качеству.

– Вы сказали, что нужны игроки группы атаки. При этом атакующий полузащитник Джавад, который в нескольких матчах отметился результативными действиями, получал не так много игрового времени. Ближе к зимнему перерыву его на поле было все меньше. Что на это влияло? Небольшая травма, которая у него была? Отъезды в сборную Ирана?

– Вы сами озвучили эти причины. Причины серьезные.

Первое – отъезды в сборную. Он же там не играет. Лучше бы играл. Тогда он сохранял бы уровень своей готовности. Он отлучается дней на десять, в это время мы готовимся к своим играм. А Джавад между тем возвращается из сборной в не очень хорошем состоянии.  У них и тренировочного процесса как такового не бывает: они собираются за несколько дней до игры, все сосредоточено на тактике и взаимодействиях, и к тому же все внимание к основному составу, в который Джавад не попадает. Если б он там играл, тогда другое дело. Ему легче было б вписаться уже по возращении из сборной.

Вторая причина – это его травма. Перед последними играми до зимнего перерыва он фактически работал по индивидуальной программе.

В любом случае с приходом новых игроков неизбежно встает вопрос их адаптации. Джавад – безусловно, одаренный футболист. Но он же долгое время адаптировался к новым условиям, к нашей манере игры.

Юрий Палыч Сёмин, когда мы обсуждали игру «Динамо» и зашел разговор о том, что нам надо пополнить команду игроками, которые хорошо владеют мячом и хорошо ориентируются в сложных игровых ситуациях, – так вот Семин мне возразил: «В вашу команду крайне сложно подобрать игрока: у вас все хорошо ведут борьбу». И он назвал нескольких российских игроков из РПЛ и отметил: «Хорошие футболисты. Но смогли бы они у вас играть или нет, я не знаю – из такой агрессивной, динамичной, жесткой игры, как у «Динамо», они могут выпадать».

Вопрос адаптации – сложный. Поэтому Мрезиг, который в игровом плане очень помог команде в последних играх, тоже вначале не играл. Но он лучше адаптировался. Может быть, и потому, что в сборную не уезжал.

Думаю, зимние сборы расставят многие точки над i. Если нам удастся поднять игроков на уровень их возможностей, тогда мы сможем более качественно играть в атаке.

– В контексте сказанного Семиным напрашивается вопрос: в том, как играет «Динамо», есть что-то новое?

– Ни для нас, а мы так играем три года, ни, естественно, для футбола вообще ничего нового в этом нет. И в 70-х голландцы доминировали, прессингуя по всему поля, и в финале Лиги Европы – 2024 «Аталанта», действуя так же, вынесла «Байер», не проигрывавший весь сезон.

Другое дело, что для команды-новичка часто характерна игра от обороны – от низкой, глухой обороны. «Динамо» со своим направлением определилось тогда, когда было во второй лиге и, чтобы выйти в первую, нужно было из 14 игр выиграть 14.

Но сказать и сыграть – это две большие разницы. Потому что важно не просто бегать, но и чтобы все десять полевых игроков передвигались синхронно, соблюдая требования игры. И нам это далеко не всегда удается.

– Подводя итоги минувшего 2024 года, какими направлениями работы клуба в широком смысле вы довольны, а какие нужно подтягивать?

– О главном беспокойстве я уже сказал – это подготовка резерва для главной команды.

Не могу сказать, что очень доволен работой селекционного отдела. Но, считаю, это издержки роста. Требования у нас высокие, и не всегда селекционный отдел с ними справляется.

Тяжело стартует аналитический отдел, на котором будут завязаны те изменения в подготовке, которые нас ждут. Аналитический отдел в данном случае – это группа научных сотрудников из Москвы и наши тренеры Шихмирза Баламирзаев и Гаджи Магомедов. Направление сложное, сиюминутных успехов ждать не приходится. Пока можно говорить только о том, что сотрудники отдела понимают свои задачи, знают, что и как делать.

Если обозначать, чем доволен, то могу уверенно сказать, что с приходом Шамиля Газизова мы стали более организованными. Для роста и развития клуба важно было, чтобы к нам приходили квалифицированные специалисты – управленцы, экономисты, аналитики. Но чтобы они пришли, нам нужно было самим вырасти до определенного уровня. Ни Бердыев, ни Газизов не пришли бы, если б не увидели, что клуб достиг определенного уровня и имеет возможности для дальнейшего развития. Они, в принципе, сделали многое, чтобы клуб поднялся до уровня РПЛ, стал узнаваемым, в том числе медийно. К слову, если говорить о клубных медиа, то работники этого направления – директор по PR и развитию Сергей Расулов и SMM-менеджер Залина Магомедова – вполне справляются со своими задачами.

С точки зрения планирования расходов мы тоже серьезно прибавили благодаря тому, что к нам пришел высококвалифицированный финансовый директор Виталий Кобелев.

Понятно, что по своим возможностям мы не дотягиваем до больших клубов с хорошими традициями. Но я могу сказать, что в плане организации, ответственности за свои участки отдельных работников мы все-таки конкурентоспособны на этом уровне.

Предыдущая статья«Динамо» начало подготовку ко второй части сезона