Валерий Газзаев, единственный российский тренер, которому удавалось выиграть еврокубковый турнир, гостил в Дагестане в минувшие выходные. Он побывал 9 июля на чествовании махачкалинского «Динамо» в связи с выходом в Первую лигу. А на следующий день Валерий Георгиевич пообщался с дагестанскими тренерами в формате семинара, а также выступил перед игроками «Динамо» с напутствием.
«Главное – фанатизм»
– Индивидуальной особенностью Валерия Георгиевича, самой главной, наверное, была какая-то ярость к достижению результата, – отметил президент махачкалинского «Динамо» Гаджи Гаджиев, характеризуя Газзаева в начале семинара. – Сначала он проявлял ее как игрок, а затем как тренер. В «Алании», ЦСКА. Пример «Алании» вообще очень важный для развития российского футбола. Потому что впервые провинциальный клуб выиграл звание чемпиона. Это послужило толчком для многих. Мне кажется, в какой-то мере и для нас: когда «Анжи» поднимался, у нас тоже были такие же намерения, как у «Алании». Почему мы должны бояться?
– Хочу рассказать одну историю, – продолжил уже Валерий Георгиевич. – Но сначала задам вопрос: «Какое качество вы считаете основным для тренера?»
– Желание развиваться, – начались ответы из аудитории.
– Зарплата (смех в зале).
– Знания.
– Терпение.
– Дисциплина.
– Наблюдательность.
– Умение формировать коллектив.
– Ближе всех был Гаджи Муслимович, когда сказал о ярости, – дал отгадку Газзаев. – Только под яростью мы подразумеваем фанатизм. Когда я учился в Высшей школе тренеров, к нам с лекциями приходили многие выдающиеся тренеры, причем не только по футболу. Мне больше всего запомнилась встреча с гениальным хоккейным тренером Тарасовым. Анатолий Владимирович спросил у меня: «Газзаев, вы знаменитый футболист. Тренером хотите стать. Какое качество для тренера главное?». Я тоже так отвечал: знание тренировочного процесса, тактики, психологии. Тарасов согласился: «Это вы всё должны знать. Но главное – фанатизм. Вы должны быть фанатично преданы делу».
«Я бы себя в свою команду не взял»
Газзаев рассказал дагестанским коллегам о нюансах, с которыми столкнулся в начале своей тренерской карьеры, и о решениях, которые много в ней определили.
– Когда я в феврале 1989 года принял свою первую команду, владикавказский «Спартак», на первой тренировке у меня было девять игроков, трое из них – вратари. А нам через 40 дней уже в чемпионате стартовать – в союзной первой лиге. Я когда это увидел… Сказать, что плакать хотелось, – ничего не сказать.
Я позвонил первому секретарю обкома партии, попросил о встрече с намерением под любым предлогом не принимать команду в такой ситуации. Подъехала машина, до здания обкома ехать 15 минут. Пока ехал, стал размышлять: «Кто тебе, Валера, сейчас даст московское «Динамо»? Кто даст какой-то другой популярный клуб, если ты ни одного дня тренером не работал?». А у меня действительно тренерский стаж тогда был – всего полтора года в детском футболе. И, заходя в кабинет секретаря обкома, я уже думал: «Надо рискнуть. Если получится, буду тренером. Нет – займусь чем-то другим».
Потихонечку собрал 14 футболистов и поехал на сбор. На сборе подходит ко мне один из ведущих игроков и говорит, что не будет играть в одной команде с этим-то. Через какое-то время заходит тот игрок и говорит, что тоже не будет играть с тем, кто зашел первым. Я их обоих прямо со сбора отправил домой. Очень хорошие футболисты, но больше вреда приносили в коллективе своими характерами, чем пользы.
Считаю, это было самое правильное решение в моей начинающейся тренерской карьере. Я тогда понял, что только коллектив единомышленников будет играть на хорошем уровне, даже если в нем средние футболисты.
Первый год я отработал с грехом пополам, заняли в итоге 14-е место. В течение первого сезона проводил своеобразную чистку состава. Готовился к следующему сезону. Набрал 19-20-летних ребят. Молодых, талантливых. И нескольких опытных футболистов. На следующий год мы досрочно – за три тура до конца – выиграли первую лигу. А костяк той команды через пять лет выиграл чемпионат России.
Умение руководить командой, умение строить команду – одно из самых главных качеств тренера. Мотивация, стимул – это все исходит от тренера.
– Что помогло вам принять такое непростое решение об отчислении ведущих игроков? – прозвучал вопрос из аудитории.
– То, что я сам играл в футбол и знаю предмет. У меня же совсем по-другому стали молодые игроки выступать после того, как отчислили тех ветеранов. Тедеев лучшим бомбардиром стал, забив 26 мячей. Какой бы ценный игрок не был, лучше сохранить коллектив, чем одного этого игрока.
Я не видел, чтобы в матчах хорошего европейского уровня кто-то выражал партнеру недовольство по поводу неточной передачи. Наоборот, благодарят за попытку, подбадривают. Вот это уважение друг к другу – это профессионализм.
Став тренером, я, конечно, «убил» в себе игрока. И понял, что, допустим, такого игрока, как я, в своей команде не оставил бы (смех в зале). Честно говорю. Все время возмущался, эгоист был.
Вот в «Локомотиве» был эпизод. Я, Шевчук и Петраков выскакиваем в атаку. Шевчук отдал Петракову, тот забил. А я начал наезжать на Шевчука: «Почему ты мне пас не дал?!» – «Так он же гол забил». – «Все равно мне надо было отдать» (смех в зале). К сожалению, характер такой. Когда тренером стал – всё.
Но без авторитетных футболистов тоже ничего не получится, будет средняя команда. Приехали мы, ЦСКА, играть в Лиге чемпионов с «Интером» Моуринью. Вышли на предыгровую тренировку на «Сан Сиро», и Вагнер Лав подходит ко мне: «Тренер, мы завтра «Интер» обыграем» – «Почему ты так решил?» – «Потому что мы, бразильцы, лучше всех в мире играем в футбол». И не возразишь же – пятикратные чемпионы мира! Вот такая дикая уверенность в себе у них. И лучшую свою игру они выдавали в важнейших поединках – в том же матче с «Интером», в дерби со «Спартаком», «Зенитом». В таких поединках они как звери становились, их даже настраивать не нужно было.
В 2005 году, когда я перед командой заявлял о планах выиграть несколько трофеев за сезон, бразильцы в команде воспринимали это нормально, а наши – хихикали. Я потом хихикающих минут 40 отчитывал: «Вы даже помечтать не хотите о том, чтобы играть в финале!»
Вот эта уверенность в своих силах должна быть.
Мы в том сезоне выиграли чемпионат, Кубок и Суперкубок России, Кубок УЕФА и за восемь минут до конца вели в финале Суперкубка Европы…
«Кто прессингует, у того и преимущество»
– Сегодня футбол развивается довольно интенсивно, – констатировал Валерий Георгиевич. – Великий Валерий Лобановский, самый выдающийся, по моему мнению, футбольный тренер, в свое время сказал, что в будущем команда, которая будет иметь преимущество в прессинге, получит и преимущество в результате. Это было сказано лет 30-40 назад. И сегодня футбол идет по этому пути. Если в прежние времена команды могли в целом прессинговать максимум 10-15 минут за матч, то сегодня – 75 минут.
Мне кажется, будущее футбола – это трансформация любой тактической схемы во время игры. С учетом ситуации на поле.
Грани между атакующими и обороняющимися футболистами становятся еще более размытыми. Сегодня на примере «Манчестер Сити» можно увидеть подключения центральных защитников – вплоть до того, что они оказываются в роли завершителей атак.
Футбол значительно меняется. Функциональная готовность, тактическая гибкость, индивидуальное техническое оснащение определяют сегодня уровень футболистов. И, конечно, быстрота исполнения любого технического элемента и тактического действия дает преимущество команде.
Газзаевские тезисы
– Команда, претендующая на высокие места, обязательно должна иметь в своем составе игрока, хорошо исполняющего стандартные положения.
– Всегда разминка команды у меня занимала не менее 35 минут. За счет этого удавалось минимизировать травматизм игроков.
– Основная часть поощрения за хорошие результаты игрокам выплачивалась по окончании сезона. Часть премиальных игроки получали за матч, но большая часть уходила «на депозит» – то есть в фонд премиальных за сезон, который выплачивался в зависимости от итоговых результатов команды. Иногда за победу над слабыми соперниками заранее назначались повышенные премиальные – чтобы избежать недооценки соперника, сниженной мотивации.
– Система штрафов у меня была жесткой. Штраф можно было получить и за тактические недоработки на поле – если игрок не добежал туда, где должен был находиться, или отдал неточную передачу.
– Штраф был серьезный – мог доходить до 50 тысяч долларов. Как-то провинившийся Вагнер Лав заходит и говорит: «Если выиграем три матча подряд, снимете штраф?» Я ему отвечаю: «Если пять выиграем, сниму» (смех в зале). Выиграли все пять! И вот так всегда, я уже не знал, как их оштрафовать.
– Мое мнение: чтобы был результат, состав должен быть стабильным, девять позиций в нем должны быть «железными».
– Молодые игроки будут прогрессировать, только если будут много работать. Их надо научить хорошо тренироваться.
«Редкой команде под силу то, что сделали вы»
После тренерского семинара Газзаев пообщался с махачкалинскими динамовцами.
– Хочу еще раз поздравить вас, – сказал заслуженный тренер России. – Это очень большое достижение – то, что вы вышли в Первую лигу, преодолев массу сложностей, проливая невидимые миру слезы, вложив столько труда, тренируясь по два, а то и по три раза в день. То, что команда выиграла 13 матчей подряд, говорит о вашем большом потенциале. Поверьте мне, редкой команде такое под силу, тем более когда такие конкуренты.
Но вы сегодня должны поставить уже совсем другие цели. Вы не должны пасовать ни перед какими авторитетами на поле. Если вы не будете ставить перед собой самых больших, самых амбициозных целей, ничего не добьетесь. Закрепиться в Первой лиге – что это за задача? Почему не побороться за призовые места? Вы такие же люди, как ваши сверстники в других клубах. Может, сегодня вы немного уступаете кому-то по своему индивидуальному мастерству, по опыту. Но по характеру вы не должны уступать никому. Не довольствуйтесь малым. Ставьте перед собой невозможные задачи! В профессиональном спорте только так.
И поддерживайте друг друга на поле. Это ваш профессиональный долг.