Президент махачкалинского «Динамо» в интервью клубной пресс-службе рассказал о любопытных обстоятельствах перехода в клуб ивуарийца Викторьена Ангбана, объяснил, почему пока не удалось усилить команду, как этого хотелось бы, высказался о контрольных матчах динамовцев на сборах и сообщил, кто влиял на результаты команды в прошлом сезоне и продолжит влиять в предстоящем.
– В своем интервью после выхода «Динамо» в Премьер-лигу вы сказали: «Очень важный момент в плане селекции именно сейчас. Мало времени до старта, и любая ошибка может иметь весьма неприятные последствия». Сейчас, за десять дней до старта сезона, есть поводы для тревоги в этом контексте?
– Эти поводы сохраняются, безусловно. Нельзя сказать, что были какие-то серьезные ошибки. Но при этом я не могу заявить, что мы однозначно усилили команду. Пришедшие игроки (Кирш, Пальцев, Ангбан) – примерно уровня нашей команды. Хотелось бы, чтобы к нам пришли игроки несколько выше по уровню. Но это крайне сложно сделать и пока нам не удается. Крайне сложно по той простой причине, что уровень наших игроков вырос, соответственно, выросли и требования к приглашаемым футболистам. Спрос на таких игроков заметно выше, так же как и цена на них.
– Есть надежда изменить ситуацию с приобретениями?
– Верить в свои возможности надо всегда. Но при этом, конечно, их надо реально оценивать. Как и сложность самой проблемы. А сложность не только в том, что у нас ресурс небольшой, но и в том, что вопрос подбора игроков сам по себе сложен изначально. Одно дело, когда речь об игроке хорошо известном, классном, зарекомендовавшем себя не в отдельных играх, а в сезонах. В отношении таких футболистов грубые селекционные ошибки маловероятны. А когда речь об игроках перспективных или вернувшихся после серьезных травм, как, например, в ситуации с нашим новобранцем Викторьеном Ангбаном, – вероятность ошибки в несколько раз выше. В силу того, что не каждый игрок с потенциалом может его реализовать. Определить текущий уровень готовности игрока гораздо проще, чем просчитать, насколько он в дальнейшем разовьет свои способности, сможет играть на уровне своих возможностей.
Ангбан – безусловно, игрок хорошего уровня, если говорить о его мастерстве: понимании игры, владении мячом. Игрок такого уровня нам нужен, но при этом у него есть некоторые ограничения, связанные с перенесенной травмой (после операции на коленном суставе он долго не мог играть). Это признали и его представители, которые после проведенного нами медицинского тестирования согласились с такой оценкой.
– Если у него есть проблемы после травмы, то почему «Динамо» его все-таки подписало?
– Во-первых, потому что стоимость его услуг заметно сократилась. А во вторых, среагировали на его готовность пойти на троекратное понижение зарплаты. Он мог получать те деньги, которые ему положены по контракту в «Сочи», не переходя в «Динамо». Но он готов зарабатывать меньше, чтобы доказать, чтобы играть, быть задействованным. Это подкупает. Его настрой в этой ситуации стал ключевой причиной, по которой мы приняли решение о сотрудничестве.
Игрока такого уровня со своими ресурсами мы не могли бы себе позволить, если бы он был на сто процентов здоров. Примеров же «возвращения» игроков после таких травм немало.
– Давайте ответим болельщикам клуба, которые в комментариях в соцсетях задают вопрос: почему другие клубы, поднявшиеся с «Динамо» в РПЛ из Первой лиги, усиливаются, а мы – нет, почему мы не можем приглашать игроков примерно того же уровня?
– Сезон покажет, усилились или нет. Сколько клубов в РПЛ, Первой лиге «усиливалось», а затем опускалось заметно ниже своего уровня или вообще вылетало. Посмотрите на таблицы двух последних сезонов, вспомните, о чем писали перед стартом, и оцените, насколько в итоге разумными были расходы.
Клубы, о которых разговор, и в первой лиге располагали игроками несколько более высокого уровня, чем у нас. И соответствующими зарплатными ведомостями. Это первое.
Второе: у нас стратегия развития клуба не предусматривает больших кадровых преобразований в короткие сроки. А предусматривает точечное усиление более квалифицированными игроками. Это сложно сделать, о чем я сказал выше, но по-другому нам нельзя.
Давайте взглянем на эту ситуацию иначе. Ни один отечественный клуб не избежал вылета из высшего дивизиона. Это случалось в разные времена, но ни «Зениту» уберечься от этого не удалось, ни «Спартаку», ни нашим московским одноклубникам. Но чаще всего, и в абсолютном большинстве случаев, резко падали те, кто был финансово нерасчетлив. В нашей дагестанской футбольной истории тоже есть несколько таких эпизодов.
В махачкалинском «Динамо» всё, что касается спортивной составляющей, опиралось на трезвую оценку возможностей клуба, правильную стратегию управленческих решений и понимание элементарных законов подготовки команды. Именно поэтому клуб за те три сезона, что прошли с его возрождения, попал в Премьер-лигу. Это можно считать случайностью или закономерностью, кому как нравится. Но в итоге при анализе можно увидеть, что это произошло исключительно потому, что мы очень корректно относились к финансам.
– Вас не беспокоит, что с «Динамо» все происходит быстро: клуб всего за три сезона вышел из низшей лиги в высшую? При этом костяк команды остался тем же – его составляют игроки, начинавшие с нами во второй лиге.
– Беспокоит, и очень. Потому, что чем стремительнее развивается любая структура, любая организация, тем ниже вероятность, что ее эффективность не пострадает. Расходы на развитие в этих ситуациях зачастую превышают возможности таких структур, и они в итоге также стремительно разрушаются. Дам более точную цитату: «Чем выше темп изменений, тем маловероятнее, что результативность и эффективность будут синхронизированы». Об этом говорят известные управленцы – все как один. Поэтому динамика развития «Динамо», с одной стороны, радует, с другой – настораживает. Мы не должны увлекаться.
Нам хотелось бы сейчас для основного состава приобрести 3-4 игроков (не более) примерно такого же уровня, как Ангбан, но без его проблем. К сожалению, мы этого на сегодняшний день сделать не смогли по причинам, высказанным выше.
– И как выходить из ситуации?
– Нужно лучше работать, нужно усилить селекционный отдел, нужно создать и наладить работу аналитического отдела. Этим, собственно, и занимается генеральный директор клуба Шамиль Газизов.
Добавлю к теме селекции, что понимание, какой у нас будет бюджет в Премьер-лиге, сложилось совсем недавно. Даже не сразу после завершения сезона, а немного с опозданием. Если бы это понимание по бюджету было в апреле-мае, было бы полегче. А так, времени для решения наших селекционных задач оказалось маловато.
– Еще один вопрос, который периодически озвучивают отдельные болельщики: а зачем тогда рвались в Премьер-лигу, если нет ресурсов?
– Всё упирается не в то, как кому кажется: нужно это было или нет. Это профессиональный спорт, и каждый участник этого процесса, если он действительно спортсмен, профессионал, хочет посоревноваться с более сильным и проверить себя. Я хорошо помню примеры, когда игроки некоторых команд специально не хотели никуда подниматься: чтобы не напрягаться в борьбе, а спокойно, припеваючи жить лигой ниже. Это разве лучше, чем стремление игроков наверх? При этом, стремясь в Премьер-лигу, наши игроки понимали же, что некоторым из них придется либо на скамейку присесть, либо вообще покинуть клуб, если задачу удастся решить. Но тем не менее вся команда к этому стремилась. Я считаю, это хороший показатель состояния ее здоровья. У нас в этом плане действительно здоровый коллектив.
– Результаты контрольных матчей «Динамо» в это межсезонье вряд ли понравились болельщикам команды. А как вы оцениваете эти игры?
– Бдительность никогда не должна покидать тренеров. Критический анализ с их стороны, как и у любого руководителя, должен присутствовать всегда.
Об этом мы говорили на сборах в Кисловодске, а сейчас повторю сказанные мной там слова для наших болельщиков: когда организация (клуб, команда) стремительно развивается, ее руководителям начинает казаться, что они могут ходить по воде. При этом они забывают, как трудно дался успех, как часто на пути к нему они оказывались не только по колено, но и по шею в воде. Другими словами, не забывайте, как тяжело дался нам этот результат, цените то, что способствовало, помогало достигнуть его – взаимовыручку, труд и максимальную самоотдачу в играх и тренировках.
– Были основания напомнить команде об этом?
– Да, сказал об этом неслучайно. В отдельных упражнениях на тренировках и в некоторых играх видно было, что футболисты, команда изменяют себе.
За счет чего мы поднялись? В первую очередь за счет хорошей физической готовности, высокой активности на поле, агрессии. Команда в любой игре в сезоне старалась постоянно оказывать давление на соперника. Вот это мы должны сохранить.
Второе (тесно связанное с первым) – психологическая устойчивость. Вне зависимости от того, где, на каком стадионе, и с кем ты играешь. Когда наши игроки вышли на контрольный матч с «Краснодаром», второй командой РПЛ, к тому же игравшей при своих болельщиках, видно было, что мы действовали неуверенно. Готовность к игре определяется психологической устойчивостью в первую очередь. Если команда не уверена в себе, если игроки боятся ошибиться (именно ошибиться, а не вести борьбу), они будут совершать значительное число невынужденных технических ошибок. Наши игроки, безусловно, давно не знают о страхе вести жесткую силовую борьбу, но неуверенность в собственных силах на фоне соперника в том матче проявлялась достаточно ощутимо.
– А в следующем контрольном матче с «Ростовом» было по-другому?
– Да, повлиял анализ и откровенный разговор. Пока играл наш основной состав, превосходства ростовчан не ощущалось, этот отрезок мы даже выиграли. А затем состав полностью сменился, и мы не должны эту часть оценивать как игру команды. Потому что в таком составе «Динамо» играть не будет. В этом фрагменте матча мы должны оценивать игру отдельных футболистов: с точки зрения того, кто из них может оказаться нужным основному составу. Поэтому в контрольных матчах и играют практически все футболисты: чтобы увидеть всех и понять, кто из них ближе к основному составу.
А кто у нас в основном составе? Те же игроки, которые добились выхода в РПЛ. Это костяк, хребет. Этот хребет надо усиливать отдельными игроками. Одним из таких игроков, которые могут усилить, можно назвать Ангбана. Если, конечно, к старту сезона он сможет еще добавить в физических кондициях. Мы на это надеемся.
В стартовом составе может появиться и один из двух новичков, игравших на позиции центрального защитника. Конкретного имени я называть не буду.
– Интересен ли вам нынешний Евро в контексте возможных селекционных находок? И как в целом оцените сам чемпионат: что отметили для себя?
– Если иметь в виду тенденции в футболе на примере нынешнего Евро, то я об этом высказался одному изданию. Могу добавить, что направление, которое демонстрировали в 70-е годы голландцы, а затем и сборная СССР, ставшая серебряным призером Евро, сохраняется. Речь о том, что уровень физической готовности улучшается, увеличивается скорость, в первую очередь коллективных действий. Игра стала более сложной, более интеллектуальной: чаще приходится принимать решения, действуя в гуще игроков, под давлением.
Если пару десятков лет назад можно было видеть, насколько отдельные звезды превосходят других игроков, то сегодня такого нет, и не столько потому, что ведущие мировые футболисты, уровня Мбаппе, ниже по мастерству, чем кумиры прошлых лет. А скорее потому, что средний уровень вырос. И оказывать сопротивление, разрушать всегда проще, чем действовать в атаке. Сейчас созидать стало крайне сложно. Мы могли видеть серию игр, в которых даже командам, имеющим звездный состав, крайне тяжело вскрывать оборону соперника в силу того, что абсолютно все очень организованно играют в обороне – это касается и сборных, исповедующих атакующий стиль игры, и тех команд, которые хотят играть главным образом на контратаках.
А что касается селекции, отбора игроков по итогам просмотра Евро, то Мбаппе не возьмем точно (смеется).
– А так хотелось!
– Еще больше хотелось бы, чтобы мы здесь, в Дагестане, готовили своих Мбаппе. Абсолютно уверен, что при правильной подготовке наши ребята способны выходить на уровень даже международных стандартов. Другое дело, что мы пока далеки от реально хорошей своей школы. Решение этой проблемы вижу в развитии своей тренерской школы в Дагестане. И для этого, думаю, надо обратиться к испанскому опыту, который, мне кажется, ближе нам. В недалеком будущем мы бы хотели привлечь нескольких испанских тренеров, чтобы они поработали какое-то время в Дагестане.
– Ответ на вопрос о задачах махачкалинского «Динамо» на предстоящий сезон, очевидно, получится неконкретным, учитывая, что трансферная кампания еще не завершена. Но как бы вы определили статус команды в Премьер-лиге?
– Нас в фавориты явно никто не будет записывать. Ни по спортивной составляющей, ни по финансовой. Мы и не темная лошадка. Так нас можно было бы назвать, если бы случились значительные изменения в команде. Всем понятно, на какой уровень мы примерно можем претендовать.
Вопрос в том, сможет ли команда играть на максимуме своих возможностей, что крайне сложно для любого коллектива. Если сможет, тогда шансы с командами второй восьмерки уравниваются. В другом случае, если играть стабильно на своем максимуме не сможем, нам, конечно, будет намного сложнее.
– Но постоянно играть на максимуме действительно тяжело. Что может в этом помочь, чем в этом смысле располагает «Динамо»?
– Помочь в этом могут хороший уровень готовности и – болельщики. Любителям футбола хорошо известно, что большую часть очков команды, как правило, набирают дома. Только в исключительных случаях бывает иначе. Это безусловное свидетельство влияния родных трибун на результат. Мы на «Анжи Арене» (и я сейчас имею в виду не матчи нашего «Динамо») видели разные ситуации. Такие, например, когда болельщики были инертными и даже в отдельных случаях болели против своей команды. Мы в то же время прекрасно помним домашние матчи «Динамо» в конце минувшего сезона. Когда исключительно благодаря поддержке наших болельщиков (а они умеют болеть!) мы смогли выиграть два принципиальных матча – у «Химок» и «Родины», команд, укомплектованных сильными игроками.
Одно из главных требований «Динамо» к своим игрокам: как бы ни складывалась ситуация на поле, вы должны играть изо всех сил. Примерно этот же посыл хотел бы адресовать болельщикам. Какая бы ни была ситуация, мы должны оставаться вместе. Единственное, что не может быть оправдано, – безвольная, безынициативная игра. Но когда команда стремится показать все свои возможности, когда она выкладывается на все сто процентов, но у нее не получается, потому что соперник сильнее или по каким-то другим причинам, – в этой ситуации не поддерживать ее – несправедливо.